Сергей Южанин, бизнес-тренер, консультант
Ваша компания может работать эффективнее. Всё, что для этого нужно – развивать управленцев. Звучит несколько абстрактно, но на деле под этим подразумеваются вполне конкретные вещи. О них и пойдёт речь в этой статье.
Обучать или развивать?
Для начала давайте разделим понятия «обучение» и «развитие». Это совершенно разные вещи. Например, если вы осваиваете печать на клавиатуре вслепую или заполнение отчётов – это обучение. Оно подразумевает передачу конкретных навыков от одного человека к другому. Эти навыки можно описать, передать и отработать. Процесс обучения прост и прозрачен: тренер передаёт ученику алгоритм действий, тот учится их выполнять, закрепляет навык – и результат обучения достигнут. Обучение нужно тогда, когда есть локальная бизнес-задача.
Но что делать, если вам нужно научить менеджера более сложным вещам, например, эффективно проводить рабочие совещания? Ведь единого алгоритма для такого рода задач не существует, здесь нужно уметь понимать себя и других в процессе, взаимодействовать с группой, удерживать внимание, анализировать ситуацию, оценивать предложенные идеи и принимать решения.
Невозможно просто взять и научить этому человека, как компьютерным навыкам. Для этого необходимо задействовать его внутренние ресурсы: мотивацию, способ мышления, картину мира. Иногда даже нужно корректировать личностные качества. Это и есть развитие. В этом случае тренеру необходимо найти подход к каждому участнику, развить в них мотивацию на изменения, структурировать их опыт и помочь сделать первые шаги.
Зачем развивать менеджеров?
Ответов на этот вопрос может быть несколько:
Как развивать менеджеров?
Развитие сотрудников – процесс достаточно длительный, он может занять год, а то и два. Принимая решение развивать своих управленцев, вы должны быть готовы к долгосрочным инвестициям в персонал, соответствующим стратегическим задачам бизнеса. Разумеется, развитие менеджеров должно быть подчинено определённой системе, которую могут помочь выстроить соответствующие специалисты, работающие либо в штате, либо на аутсорсинге.
Причём тут управленческие роли?
Развивать менеджеров – значит помогать им осваивать различные управленческие роли. Существует немало способов их классифицировать, однако для наших целей больше всего подходит привязка ролей к уровню в иерархии управления.
Нужно сразу оговориться, что роли – понятие не жёсткое. Менеджер может одновременно выполнять несколько разных ролей – акценты часто зависят от конкретной должности и ситуации. Итак, существует три основных управленческих роли:
Управленческие роли |
Описание |
Роль руководителя |
Управление подчиненными. Постановка задач, контроль, мотивация, обратная связь, решение конфликтов. |
Роль менеджера среднего звена |
Управление операционной деятельностью. Разработка системы целей, стандартов, регламентов, аудит и оценка работы. Координация действий отдела с другими подразделениями. Управление проектами. |
Роль менеджера высшего звена |
Определение стратегических приоритетов, управление стратегическими процессами, инициативами, культурой, структурой и системами компании. |
Особняком от управленческих стоят две неуправленческие роли, ничуть не менее важные:
Неуправленческие роли |
Описание |
Роль специалиста |
Самостоятельное выполнение задач в узкой специализированной сфере. |
Роль эффективного себя |
Управление собой. |
Если продавцу за прилавком для достижения результатов достаточно освоить роль специалиста, то главный бухгалтер должен быть эффективен во всех перечисленных ролях. А, например, менеджеру проектов прежде всего необходимо освоить роли руководителя и менеджера среднего звена.
Каждый уровень подразумевает определённые требования к картине мира, установкам, знанию «матчасти» и базовых технологий. Принимая решение о развитии менеджеров, важно ответить на вопрос, какие именно роли важны в первую очередь.
Что подразумевает освоение управленческих ролей?
Каждой управленческой роли соответствуют определённые компетенции (знания и навыки). Разумеется, любой бизнес уникален, и наполнение управленческих ролей реальным содержанием тоже уникально. Однако существуют общие стандарты:
Управленческая роль |
Требования к компетенциям |
Роль руководителя |
Знание основ психологии, навыки управления командой, решения конфликтов и работы с сопротивлением в процессе внедрения изменений. |
Роль менеджера среднего звена |
Знание основ финансов, маркетинга, проектирования и совершенствования бизнес-процессов, информационного обмена, управления по целям. Навыки управление проектами, анализа информации и принятия рациональных решений. |
Роль менеджера высшего звена |
Знание основ стратегического планирования, развития компании как единого целого, разработки и трансляции ключевых организационных смыслов (миссия, ценности, видения). Развитие стратегических способностей компании. Политика и взаимодействие с влиятельными заинтересованными сторонами. |
Неуправленческие роли могут существенно поддерживать управленческие, либо развиваться отдельно:
Неуправленческая роль |
Типичные требования к компетенциям |
Роль специалиста |
Профессиональные знания и компетенции в соответствии с профессиональной специализацией. |
Роль эффективного себя |
Управление временем, эмоциями, навыки коммуникации, влияния и убеждения, подготовки и проведения презентаций и т.п. |
Что конкретно нужно делать?
Программа развития менеджеров включает в себя микс из компетенций различных ролей, которые максимально востребованы в вашей ситуации. Чтобы составить программу, прежде всего нужно выбрать один из двух подходов:
Оба подхода реализуются через формирование кадрового резерва. В первом случае речь идет о базовом кадровом резерве. Во втором – о стратегическом.
Вид кадрового резерва |
Задача развития |
Базовый кадровый резерв |
Подготовка резерва управленцев, способных эффективно замещать должности на уровне линейного и среднего менеджмента. |
Стратегический кадровый резерв |
Развитие управленческой команды, способной взять на себя ответственность за стратегическое развитие компании. |
В таблице, приведённой ниже, вы можете найти вашу ситуацию и соответствующее ей решение.
Ваша ситуация |
Направление решения |
Что может предложить консультант |
Есть узкая задача, которая сильно зависит от наличия у сотрудников определенных навыков. |
Узкий специализированный тренинг, направленный на передачу технологии. |
Снятие алгоритма успешных действий, подготовка и проведение по ним тренинга. Либо проведение уже существующего тренинга под ваш запрос. |
Вы не уверены, нужно ли вам заниматься развитием менеджеров, а если и нужно, то каких именно. |
Консультация со специалистом или стратегическая сессия с привлечением ключевых менеджеров вашей компании. |
Подготовка и проведение консультации или стратегической сессии, результаты которой упростят принятие решения. |
Вы не уверены, что можете правильно отобрать сотрудников в кадровый резерв. |
Оценочная сессия, ассессмент. |
Подготовка и проведение различных по глубине сессий оценки персонала с предоставлением рекомендаций по зачислению в кадровый резерв. |
Есть понимание, что надо готовить специалистов на основные управленческие должности, либо помогать уже назначенным освоить разные роли. |
Формирование базового кадрового резерва. |
Разработка и администрирование системного подхода к развитию. Модульная программа развития кадрового резерва. |
Нужно помочь состояться команде топ-менеджеров. |
Формирование стратегического кадрового резерва. |
Разработка и реализация серии сессий, направленных на развитие стратегических способностей управленческой команды. |